Методическая работа - Консультации для воспитателей детских садов

Понятие о методах и приемах обучения

Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В таком определении метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.

В методах обучения выделяются объективная, т.е. не зависящая от учителя, и субъективная, т.е. зависящая от него, части.
Наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора и оптимизации методов обучения.

В области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, и поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.
Методы обучения выполняют ряд функций. Главными являются:

  • обучающая;
  • мотивационная;
  • развивающая;
  • воспитательная;
  • организационная.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения.

Выбор метода обучения зависит:

  • от цели и содержания предстоящего занятия;
  • оснащенности педагогического процесса;
  • личности педагога, его способностей и ответственности.

Наглядные методы – наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
Наглядные приемы – показ способов действий, показ образца.

Игровые методы – дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Игровые приемы – внезапное появление игрушек, объектов, выполнение воспитателем различных игровых действий, загадывание и разгадывание загадок, введение элементов соревнования (в ст.гр.), создание игровой ситуации.

Словесные методы – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы.
Словесные приемы – вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.